Социальная природа и сущность конституционного права
Определение социальной природы и сущности конституционного права находится в прямой и непосредственной зависимости от понимания сути государства и права. Правильное же определение социальной природы и сущности конституционного права имеет исходное, методологическое значение для изучения всех других тем и проблем курса конституционного права.
Несмотря на необычайную пестроту различных направлений, школ и концепций в истории политико-правовой мысли, в ней трудно не усмотреть общей линии противоборства между теми, кто усматривал в государстве и праве орудия выражения и защиты интересов и целей лишь части общества (более или менее узких его кругов – классов, сословий, элиты и т.д.) и соответствующего подавления, эксплуатации и насилия над другой его частью, и теми, кто видел в государстве и праве политико-правовые институты, призванные выражать и защищать интересы и цели не отдельных лиц или их групп, а всего или огромного большинства народа, «общее благо».
Как известно, долгое время господствовавшая у нас марксистско-ленинская теория государства и права безоговорочно стояла на позиции сугубо классового их понимания и толкования, видя в государстве, праве, конституции не что иное, как орудия диктатуры определенного класса, осуществляющего государственное руководство с помощью подавления более или менее широкой части общества. Однако в рамках современной цивилизации и в нашем обществе постепенно, но неуклонно все более укреплялось мнение о том, что подлинно демократические государство и право не могут быть представителями и выразителями лишь чьих-либо классовых или иных групповых интересов и целей или интересов и целей их элиты. Народ страны решительно высказался против привилегированного положения и «ведущей роли» одного класса, против монополии одной единственной партии как «ядра власти», за политический и идеологический плюрализм, за обеспечение реальных возможностей равного участия различных и разнородных социально-политических сил в формировании государственных органов и влиянии на политику, за полное гражданское равноправие и т.д.
В нашем обществе все больше утверждается понимание того, что демократическое правовое государство и его право (в первую очередь конституционное) должны представлять, выражать и защищать интересы общества как целого, а их политика и практика призваны выступать как своего рода равнодействующая многообразных социально-политических сил и течений в обществе. Только на такой основе государство и право способны выступать как мощные средства не социального противоборства вплоть до гражданской войны, а подлинного социального согласия на основе утверждения демократического порядка. Речь, понятно, не о том, что уже сегодня это достигнуто или почти достигнуто в России, а о том, что тенденция именно такого развития должна набирать и в какой-то мере уже набирает силу на современном этапе социально-политической жизни страны.
Ясно, что и в современных демократических государствах сохраняются, функционируют и действуют многообразные социально-политические силы и структуры с существенно различными и даже противоположными интересами, целями и идеалами. Они периодически сменяют друг друга у руля политической власти. Но, как показывает опыт, в условиях этих государств такая смена политической власти и соответствующее более или менее существенное изменение государственно-правовой политики не затрагивает признания тех социально-политических основ государства, согласно которым: а) государство и право должны представлять общие интересы народа страны; б) именно народ служит единственным источником власти и носителем суверенитета; в) государство и право стоят на службе гражданского общества, а власть — на службе личности; г) человек — высшая ценность и государство, как и право, несет прямую ответственность за признание, соблюдение и защиту его прав и свобод; д) возникающие в обществе противоречия и конфликты государство и право призваны разрешать в интересах всего общества, укрепления в нем социального мира, единства и согласия и т.д. Совершенно очевидно, что все эти и многие другие демократические рамки существования, функционирования и развития общества и государства закрепляются прежде всего в конституционном праве как социально-правовом регуляторе конституционного строя.
Похожие работы:
- Социальная природа и сущность конституционного права
Определение социальной природы и сущности конституционного права находится в прямой и непосредственной зависимости от понимания сути государства и права. Правильное же определение социальной природы и...
- Экономическая и социальная основы конституционного строя Российской Федерации
Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ...
- Социальная сущность удовлетворенности трудом
Удовлетворенность трудам — это состояние сбалансированности требований (запросов), предъявляемых работникам к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценки возможностей реализации этих...
- Место конституционного права в системе права
Российской Федерации. Тенденции его становления и развития на современном этапе
Как уже отмечалось, конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая ...
- Источники конституционного права
В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах.
В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют с...